Генератор – устройство, которое состоит из двигателя внутреннего сгорания, топливной системы, топливного бака, системы охлаждения, системы выпуска и альтернатора, объединённых в одну установку. Ее срок службы зависит от качества используемых комплектующих, материалов, сборки, топлива, условий эксплуатации, технического обслуживания. Иногда производители генераторов регламентируют их моторесурс в часах наработки для отдельных составляющих в идеальных условиях.
Что такое моторесурс?
Под моторесурсом генератора понимают среднее время наработки на отказ до первого капитального ремонта, без проведения которого его эксплуатация в нормальных условиях невозможна. Для недорогих бензиновых генераторов оно колеблется в пределах 500 - 700 часов, у производительных достигает 1500 моточасов. Для дизельных установок этот показатель достигает десятков тысяч моточасов. Его вычисляют путем проведения многочисленных стендовых испытаний.
Факторы, влияющие на ресурс генераторов
Моторесурс установки зависит от следующих факторов:
- Материал, из которого изготовлены комплектующие мотора, их качество. Недорогой китайский генератор может собираться из деталей посредственного качества, которые быстро изнашиваются и нуждаются в регулярной замене.
- Тип и качество используемого топлива. Плохой бензин быстро приводит к проблемам с карбюратором, а парафинизация дизельного топлива, при котором оно перестает выполнять роль смазки топливного насоса, ускоряет износ его компонентов и распылителя системы впрыска.
- Тип охлаждения – агрегаты с водяной системой теплоотвода рассчитаны на более продолжительную работу.
- Мощность – чем выше, тем больше запас прочности, ведь работая в неполную силу, компоненты двигателя изнашиваются медленнее.
- Особенности работы – зависят от конкретного случая: нагрузка, рабочая температура, качество используемых смазочных материалов и прочее.
Изношенные комплектующие можно несколько раз заменять до полного выхода силовой установки из строя.
Моторесурс бензиновых генераторов
Ресурс бензогенератора достигает 500 - 1500 моточасов, поэтому эти устройства применяют в быту (для электрификации дома, дачи) и для периодического резервного питания небольших маломощных потребителей: офис, магазин. Срок службы агрегата зависит от конструкции его силового агрегата.
- Алюминиевый блок, боковое расположение клапанов. Простейший ДВС со сроком службы 500 - 600 часов. В зависимости от нагрузки и частоты эксплуатации может проработать от 1 года до 5 лет.
- Чугунный блок, боковое размещение клапанов. Время работы достигает 1500 часов – до 5 - 8 лет при неактивной эксплуатации.
- Износоустойчивые чугунные гильзы, верхнее расположение клапанов и подача масла под давлением. Это дорогие, мощные и долго работающие бензиновые генераторы с ресурсом до 3000 часов, которого хватит для 7 - 10 лет периодической работы. Но, как правило, бензогенераторы не гильзуются.
Срок службы дизельных генераторов
Ресурс дизельного генератора в моточасах выше, чем у бензинового. При этом он не нуждается в перерывах для остывания, поскольку оснащается преимущественно водяным охлаждением, и может долго работать при высокой нагрузке.
Дизельная электростанция для аварийного (резервного) электроснабжения рассчитана на 8000 - 15000 моточасов. Применяется для нерегулярного использования. В зависимости от активности эксплуатации этого хватит для 10 лет умеренной работы. После чего может возникнуть необходимость ревизии узлов и агрегатов мотора и проведения капитального ремонта.
Как продлить срок службы генератора
Для продления моторесурса двигателя электростанции необходимо проводить его квалифицированное техническое обслуживание с указанной в инструкции периодичностью. Обычно оно заключается в доливке и замене масла, контроле уровня охлаждающей жидкости, выполнении регулировок, замене изношенных комплектующих вроде подшипников и фильтров. Также необходимо избегать перегрузок генераторной установки и следить за качеством используемых горюче-смазочных материалов – покупать их у проверенных поставщиков.
Прежде, чем выбирать генератор, необходимо определить цели его приобретения, частоту и режимы эксплуатации (время работы, нагрузка). Например, бензиновый агрегат при пиковых нагрузках много не протянет, а при длительной эксплуатации каждый кВт производимой им электроэнергии обойдётся дороже, чем при использовании дизельной электроустановки.
После выработки моторесурса или при приближении к нему необходимо провести технический осмотр и обслуживание ДВС электрогенератора – заменить изношенные узлы и компоненты, после чего он прослужит еще несколько циклов.